見出し画像

プーシキン伝記 第一章 青年時代①

第一章  青年時代

 プーシキンは1799年5月26日¹、モスクワのマルチャノフカ通り、スクヴォルツォフの住宅(現在のバウマン通り10番、家は残されていない)に住む、モスクワ市の役人で退役少佐、セルゲイ・リヴォーヴィチ・プーシキンと、彼の妻ナジェージダ・オシッポヴナ(旧姓ガンニバル)の間に生まれた。      
  ¹以下、年月日は旧暦による。

家族は彼以外に、姉オリガと3才下の弟がいた。プーシキン家は名門だった。自伝的メモの中でプーシキンはこう書いている:《われわれの祖先は、ラトシャあるいはラーチャ(年代記作者が言うところの尊敬すべき名士、すなわち名門の出の高潔なる人物)という、プロシアからの移住者の血を引いている。聖アレクサンドル・ヤロスラーヴィッチ・ネーフスキイ公国の時代にロシアへやって来た。この人物からムーシン家、ボブリシェフ家、ミャトレフ家、ポヴォドフ家、カメンスキイ家、ブゥトゥルリン家、コログリヴォフ家、シェレフェジノフ家、トヴァルコフ家が生まれた》(XII, 311)。ロシア貴族に由来する多くの名字をもつ親族は、プーシキン家を、あの《大火以前》(つまり1812年の大火以前)のモスクワの世間と生活習慣に強く結びつけていた。モスクワでは当時こう言われていた:《親族を数えることを好みなさい、彼らに敬意を表しなさい》―また、こうも言われていた:《自らの親族を敬わない者は、自らを侮辱している、自らの親族を恥ずかしく思う者は、それによって、自らを辱めているのだ》。
 プーシキンは続けている―《母親の家系はいっそう興味深い。彼女の祖父は黒人で、世襲制の首長の息子であった。コンスタンティノープルにいたロシア公使が、祖父が人質として拘禁されていた宮殿から、どうにかして彼を連れ出して、ピョートル一世のもとに送りこんだ》(XII,311-312)¹。18世紀末までに、ガンニバル家はすでにロシア貴族の一族と緊密な血縁関係を結んでいた―ルジェフスキイ家、ブゥトゥルリン家、チェルカッスキイ家、プーシキン家と親戚関係になっていた。詩人の父と母は、親戚同士(三親等のいとこ)であった。 

  ¹プーシキンの先祖はアフリカ人ではなく、エチオピア人(旧アビシニア人)であった。ピョートル一世の宮殿に登場し、18世紀初頭のヨーロッパにおいて、黒人の近習をもつ流行が広まっていたが、おそらくそれより大きな理由が関係していた:ピョートル一世があたためてきたトルコ帝国を破壊する計画では、アビシニアーキリスト教国であり、戦略上重要な地域、不安に満ちたトルコのエジプト側の背後にあったーとの関係は、一定の位置を占めていた、しかしながら、長引く北方戦争がこの計画を進展させなかった。

Глава 1

ГОДЫ ЮНОСТИ

Пушкин родился 26 мая 1799 года * в Москве в доме Скворцова на Молчановке (ныне ул. Баумана, № 10, дом не сохранился) в семье отставного майора, чиновника Московского комиссариата Сергея Львовича Пушкина и жены его Надежды Осиповны (урожденной Ганнибал).
  *Все даты даются по старому стилю.

Кроме него в семье были старшая сестра Ольга и три младших брата. Пушкины были родовиты. В автобиографических заметках Пушкин писал: "Мы ведем род свой от прусского выходца Радши или Рачи (мужа честна, как говорит летописец, т. е. знатного, благородного), выехавшего в Россию во времена княжества св. Александра Ярославича Невского. От него произошли Мусины, Бобрищевы, Мятлевы, Поводовы, Каменские, Бутурлины, Кологривовы, Шерефединовы и Товарковы" (XII, 311). Родство со многими фамилиями коренного русского барства делало Пушкиных тесно связанными с миром и бытом той, "допожарной" (т. е. до пожара 1812 года) Москвы, в которой говорили: "Родство люби счесть и воздай ему честь" - и: "Кто своего родства не уважает, тот себя самого унижает, а кто родных своих стыдится, тот чрез это сам срамится".
"Родословная матери еще любопытнее, - продолжал Пушкин. - Дед ее был негр, сын владетельного князька. Русский посланник в Константинополе как-то достал его из сераля, где содержался он аманатом (заложником. - Ю.Л.), и отослал его Петру Первому" (ХII, 311-312) *. К концу XVIII века Гакнибалы уже тесно переплелись кровными связями с русскими дворянскими родами - породнились с Ржевскими, Бутурлиными, Черкасскими, Пушкиными. Отец и мать поэта были родственники (троюродные брат и сестра).

  *Предок Пушкина был не негр. а арап, т.е. эфиоп, абиссинец. Появление его при дворе Петра I, возможно, связано с более глубокими причинами, чем распространившаяся в Европе начала XVIII века мода на пажей-арапчат: в планах сокрушения Турецкой империи. которые вынашивал Петр I, связи с Абиссинией - христианской страной, расположенной в стратегически важном районе, в тылу неспокойного египетского фланга Турции. - занимало определенное место. Однако затяжная Северная война не дала развиться этим планам.

この記事が気に入ったらサポートをしてみませんか?