見出し画像

プーシキン伝記 第一章 青年時代⑨

 生徒の少人数制、教授陣の若さ、少なくとも彼らのうち最も優れた者たちが持っていた、生徒の個性に対する配慮と敬意に向けられた、彼らの教育思想の人道的傾向、他の教育施設とは違ってリツェイでは体罰がなく、リツェイストたちのあいだで名誉と友好の精神が鼓舞されていたこと、そのうえ、第一期卒業生は - 愛情と配慮の対象であったこと、これらすべてが特別な雰囲気を作り上げていた。教授陣はリベラルな思想と縁がないわけではなく、後に、迫害の犠牲者となった(クニーツィン、ガリチ)。彼らの講義は聞く者たちに好影響を及ぼした。たとえば、プーシキンはクニーツィンの科目で、はなはだ低い評点をとったにもかかわらず、我々の元には残らなかった小説《ファタマ、あるいは人間味あふれるラズム》のある一章が《自然法》と呼ばれていた事実が自明の理である:クニーツィンはリツェイストに、《自然法》 - 人格とは別の《自然の》法則の研究に費やされた学説を読んでいた。そのような科目を教授すること自体がリベラルな思潮の贈り物であり、その後、彼はロシアの大学のカリキュラムから追い出された。しかしながらクニーツィンと似た教師たちや校長マリノフスキーが影響を与えたのは、主に講義によってでなく(クニーツィンには人を夢中にさせるような話をする才能はなかった)、自分自身の人間的実例によるものであり、誇り高い独立と個人的行動の《スパルタ式厳格さ》の模範を見せていた。独立の精神、個人の尊厳に対する敬意は、リツェイストたちの間にも植えつけられた。進歩的思想の外に、彼らは定義された行動様式を身につけた:奴隷根性や卑屈な肩書崇拝に対する嫌悪、判断と行為の独立である。いかがわしい評判のジャーナリスト、ファッジェイ・ブルガーリンは、1826年にニコライ一世に提出した密告メモ《ツァールスコエセローのリツェイとその精神に関する些事》の中で、こう書いている:《若者が年長者を敬わず、上官にはなれなれしく、同年の者には高慢に、大風呂敷を広げて平等愛好者として見せる必要がない場合には下層階級を軽蔑的に扱うとき、世間ではそれはリツェイの精神と呼ばれています》¹。

¹モドザレフスキー B.L. 秘密監視下のプーシキン 第3版.レニングラード,1925年,p.36. 

 Немногочисленность учащихся, молодость ряда профессоров, гуманный характер их педагогических идей, ориентированный - по крайней мере, у лучшей части их - на внимание и уважение к личности учеников, то, что в Лицее в отличие от других учебных заведений не было телесных наказаний и среди лицеистов поощрялся дух чести и товарищества, наконец, то, что это был первый выпуск - предмет любви и внимания, - все это создавало особую атмосферу. Ряд профессоров не был чужд либеральных идей и в дальнейшем сделался жертвой гонений (Куницын, Галич). Лекции их оказывали благотворное воздействие на слушателей. Так, хотя Пушкин имел весьма невысокие оценки по предметам Куницына, тот факт, что одна из глав -:о не дошедшего до нас романа "Фатама, или Разум человеческий" называлась "Право естественное", говорит сам за себя: Куницын читал лицеистам "Естественное право" - дисциплину, посвященную изучению "природных" прав отдельной человеческой личности. Само преподавание такого предмета было данью либеральным веяниям, и в дальнейшем он был из программ русских университетов изгнан. Преподаватели, подобные Куницыну, и директор Малиновский действовали, однако, главным образом, не лекциями (Куницын не обладал даром увлекательной речи), а собственных человеческим примером, показывая образцы гордой независимости и "слартанской строгости" личного поведения. Дух независимости, уважения к собственному достоинству культивировался и среди лицеистов. Кроме передовых идей они усваивали определенный тип поведения: отвращение к холопству и раболепному чинопочитанию, независимость суждений и поступков. Журналист сомнительной репутации Фаддей Булгарин в доносительной записке "Нечто о Царскосельском лицее и о духе оного", поданной в 1826 году Николаю I. писал: "В свете называется лицейским духом, когда молодой человек не уважает старших, обходится фамильярно с начальниками, высокомерно с равными, презрительно с низшими. исключая тех случаев, когда для фанфаронады надо показаться любителем равенства" *.

*Модзалевский Б.Л. Пушкин под тайным надзором. Изд. 3-е. Л-д. 1925. с. 36.

この記事が気に入ったらサポートをしてみませんか?