見出し画像

プーシキン伝記 第一章 青年時代⑤

 しかしながら、幼年時代は―人間の自己認識において甚だ重要な時期であり、それを抹消することができたとしても、代わりとなるものはない。幼年時代の世界、人が概して生涯を通じて大切な思い出の源泉として問いかける世界、人が善良さや同情や規律の理解、また悪や孤独、孤独からの間違った回避を知る世界に代わるものになったのは、プーシキンにとってはリツェイだった。生まれ育った家としてのリツェイのイメージ、大人としてのリツェイの教師たちのイメージ、また友人や兄弟としてのリツェイたちのイメージは、最終的に1820年代半ばには詩人の意識の中に固まっていた。その頃、実際のリツェイの思い出は、比較的遠い過去の光景とすでに一体化していた。一方で、詩人につきまとう迫害、追放、中傷が、彼に牧歌的な思い出の中から支えとなるものを探させていた。1825年に彼はこう書いている:

   私の友たちよ、私たちの同盟はすばらしい!
   それは切り離せない 永遠の魂のようなもの―
   揺るがず、自由に、のんきに
   仲のよい女神の庇護のもとに一体となっていた。
   運命が私たちをどこへ放り出そうとも、
   また幸福がどこへ導こうとも、
   私たちは変わらない:私たちにとって全世界が異国;
   私たちにとって祖国はツァールスコエ・セロー    (Ⅱ,1,425)

 しかし、プーシキンの意識の中でこの年月に出来上がったリツェイの理想像は、多くの点で記録された現実とは異なっていた。
 リツェイは、多くの改革の運命と特質、《アレクサンドル帝時代の素晴らしい始まり》の企図が縮図となって再現された教育施設であった:輝かしい約束の数々、一般的な課題や価値、計画が十分に検討されていないままの、大規模な企図である。新しい教育施設の配置と外面的な規定には、多くの注意が払われた。リツェイストたちの制服の問題は、皇帝自らによって検討された。しかしながら、教授することのプランは熟慮されなかった。教授陣は ― 偶然の産物であり、彼らの大部分は素養や教育経験の点で、優秀な中学校の基準すら満たしていなかった。

 Детство, однако, - слишком важный этап в самосознании человека, чтобы его можно было бы вычеркнуть, ничем не заменив. Заменой мира детства, мира, к которому человек, как правило, обращается всю жизнь как к источнику дорогих воспоминаний, мира, в котором он узнает, что доброта, сочувствие и понимание - норма, а зло и одиночество - уродливое от нее уклонение, для Пушкина стал Лицей. Представление о Лицее как о родном доме, о лицейских учителях как старших, а о лицеистах как товарищах, братьях окончательно оформилось в сознании поэта в середине 1820-х годов, когда реальные лицейские воспоминания уже слились в картину сравнительно далекого прошлого, а гонения, ссылки, клевета, преследовавшие поэта, за-ставили его искать опору в идиллических воспоминаниях. В 1825 году он писал:

Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он как душа неразделим и вечен -
Неколебим, свободен и беспечен
Срастался он под сенью дружных муз.
Куда бы нас ни бросила судьбина,
И счастие куда б ни повело,
Всё те же мы: нам целый мир чужбина,
Отечество нам Царское Село (II, 1, 425).

 Но сложившийся в эти годы в сознании Пушкина идеализированный образ Лицея во многом отличался от документальной реальности.
 Лицей был учебным заведением, повторившим в миниатюре судьбу и характер многих реформ и начинаний "дней александровых прекрасного начала": блестящие обещания, широкие замыслы при полной непродуманности общих задач, целей и плана. Размещению и внешнему распорядку нового учебного заведения уделялось много внимания, вопросы формы лицеистов обсуждались самим императором. Однако план преподавания был не продуман, состав профессоров - случаен, большинство из них не отвечало по своей подготовке и педагогическому опыту даже требованиям хорошей гимназии.

この記事が気に入ったらサポートをしてみませんか?