プーシキン伝記 第一章 青年時代⑦
この目論見は、おそらく、皇后マリヤ・フョードロヴナの反発を招いたのだろう。1812年の戦争に対する反動の全般的攻撃が、特にスペランスキーの凋落に現れ、とてつもなく準備不足のままニコライ一世が1825年に帝位に就いた結果、当初の数々のプランは棄却された。事情に通じた回想録の著者であるB.A.ムハノフの証言によれば、《政治学に関して言うと、それについては皇帝教育の際に触れられなかった・・・統治することが決定した時、皇帝自身が自らの無知を恐れていた》¹。
¹ロシア古文書,1897,No.5, p.89-90.
リツェイのステイタスの変化は、リツェイにとって有利な方向性もあった:この教育施設に対する宮廷の関心が弱まることが、リツェイの威光の低下を招いた一方、将来のリツェイストたちは当初の魅力的な姿で描かれることはなくなり、そのためリツェイでの生活に対する宮廷の支配層の干渉は、だんだん目立たなくなった。
リツェイはツァールスコエ・セローという皇室の避暑地にある、エカテリーナ宮殿のそでの部分に場所を占めていた。すでにその位置そのものが、リツェイが宮廷の教育施設であることを示していた。しかしながら、おそらく、宮廷の支配層を嫌い、国家における彼らの政治的役割と皇帝に対する影響力を最大限抑えることを目指したスペランスキーの影響を受けないわけにはいかず、リツェイの初代校長V.F.マリノフスキーは、厳重な閉鎖性よって自分の教育施設を宮廷の影響から守ろうとしていた:
Замыслы эти, видимо, вызывали противодействие ими. Марии Федоровны. Общее наступление реакции перед войной 1812 года, выразившееся, в частности, в падении Сперанского, привело к тому, что первоначальные планы были отброшены, в результате чего Николай I вступил в 1825 году на престол чудовищно неподготовленным. По свидетельству осведомленного мемуариста В.А. Муханова, "что же касается до наук политических, о них и не упоминалось при воспитании императора ... Когда решено было, что он будет царствовать, государь сам устрашился своего неведения" *.
*Русский архив. 1897, №5. с. 89-90.
Для Лицея в изменении его статуса была и выгодная сторона: хотя ослабление интереса двора к этомy учебному заведению влекло за собой понижение его престижа, а будущее лицеистов перестало рисоваться в первоначальном заманчивом виде, зато вмешательство придворных кругов в жизнь Лицея стало менее заметным.
Лицей помещался в Царском Селе-летней императорской резиденции, во флигеле Екатерининского дворца. Уже само местоположение делало его как бы придворным учебным заведением. Однако, видимо, не без воздействия Сперанского, ненавидевшего придворные круги и стремившегося максимально ограничить их политическую роль в государстве и влияние на императора, первый директор Лицея В.Ф. Малиновский пытался оградить свое учебное заведение от влияния двора путем строгой замкнутости:
この記事が気に入ったらサポートをしてみませんか?