見出し画像

プーシキン伝記 第一章 青年時代⑥

一方で、リツェイは卒業生に対し、大学の卒業資格を与えていた。リツェイストたちの将来も、はっきりと定められていなかった。当初のプランでは、アレクサンドル一世の弟たち―ニコライとミハイルもリツェイで教育されるはずであった。この考えは、おそらくスペランスキーの考えであるが、彼はその時代の多くの先進的な人々に、将来多くの人々の運命が依存することになる大公たちの性格が、どのように形成されるだろうか、という不安を抱かせた。成長過程にあるニコライとミハイル・パヴローヴィチ兄弟は、自らの権威の無限性と神聖なる起源を信じること、また、統治する技術は《曹長の手腕》にあると深い確信をもつことに慣れていた。1816年、自由主義思想からはかけ離れた人物であるが、尊敬すべき勇士であり愛国者であり、アレクサンドル一世が1815年に自分の弟たちの軍隊滞在期間中の監督を任せたP.P.コノヴニツィン将官は、おそらく、それなりの理由があって、大公たちに書面による訓戒を与えることが必要であると判断した:《もし閣下が軍隊の一部を指揮する時が来たら、各部隊の状態を改善するように努力し、人々にできないことを要求しないようにしてください。彼らにまず先に必要不可欠なやすらぎを与え、その後、正確で厳密な真の軍務遂行を要求してください。叫び声や威嚇はただ苛々させるだけで、閣下に利益をもたらさないでしょう》。
 リツェイでは、大公たちは宮廷から孤立した同年令のグループの中で養育されなければならなかった。ここでは彼らに、彼らが非常に早くからそれへの嗜好を見せ始める《叫び声、威嚇》や《人々にできないこと》への要求よりも、彼らの将来の地位に相応しい認識が説かれた。もしこのプランが実現していたら、プーシキンとニコライ一世は学友になっていただろう(ニコライ・パヴローヴィチはプーシキンより3才だけ年上だった)。まさにこのプランに従って、残りのリツェイストたちは国家における高い昇進が予定されていた。

А Лицей давал выпускникам права окончивших высшее учебное заведение. Не было ясно определено и будущее лицеистов. По первоначальному плану в Лицее должны были воспитываться также младшие братья Александра I - Николай и Михаил. Мысль эта, вероятно, принадлежала Сперанскому, которому, как и многим передовым людям тех лет, внушало тревогу то, как складывались характеры великих князей, от которых в будущем могла зависеть участь миллионов людей. Подрастающие Николай и Михаил Павловичи, свыклись с верой в безграничность и божественное происхождение своей власти и с глубоким убеждением в том, что искусство управления состоит в "фельдфебельской науке". В 1816 году человек, далекий от либеральных идей, но честный вояка и патриот, генерал П.П. Коновницын, которому Александр I поручил в 1815 году наблюдение за своими братьями во время их пребывания в армии, видимо, не случайно счел необходимым дать великим князьям письменное наставление: "Если придет время командовать Вам частями войск,.. старайтесь улучшать положение каждого, не требуйте от людей невозможного. Доставьте им прежде нужный и необходимый покой, а потом уж требуйте точного и строгого исполнения истинной службы. Крик и угрозы только что раздражают, а пользы Вам не принесут".
  В Лицее великие князья должны были воспитываться в кругу сверстников, в изоляции от двора. Здесь им были бы внушены представления, более соответствующие их будущему положению, чем "крики, угрозы" и требование "от людей невозможного", наклонности к чему они начали проявлять очень рано. Если бы этот план осуществился, Пушкин и Николай I оказались бы школьными товарищами (Николай Павлович был всего на три года старше Пушкина). Соответственно этому же плану остальные лицеисты предназначались к высокой государственной карьере.

この記事が気に入ったらサポートをしてみませんか?